Исследования

Искусство войлочной печати

Мухаммад Д.Д.

Государственный университет Республики Казахстан Кастеев
Руководитель Центра изучения прикладного искусства Художественного музея

 

В основе художественных особенностей казахских промыслов лежит искусство войлочной печати.
Находки из крепости Пазырык (V век до н.э.) свидетельствуют о том, что, помимо изготовления различных предметов быта из войлока, он широко использовался с древних времен, используя естественное удобство резьбы и вышивания.
На основании археологических материалов мы видим, что в истории человечества в период до Пазырыка профессионально формировалось и развивалось искусство войлочной печати, мы воспринимаем их как произведения искусства с высокой художественной разрешающей способностью.
Он делал различные шерстяные войлоки, такие как коврики. Войлочные изделия теперь считаются связующим звеном в генетических и культурных отношениях населения. А. 267 изделий из войлока, хранящиеся в Кастеевском художественном музее, - это не только уникальное произведение искусства, но и неизведанное и неизведанное наследие.
Войлочные изделия пополнялись во время обширных экспедиций 1970-1980 годов.
Безусловно, среди изделий из войлока наиболее яркими являются вышитые текеметы с их насыщенными яркими красками. Коллекция текеметов в фонде музея свидетельствует о том, что казахский народ овладел всеми секретами древнего метода войлочной печати и полностью раскрыл художественные качества текеметской печати.
Вообще, войлочная печать везде выполняется одинаково. На поверхность фетра для печати густо натягивается шерсть однородного цвета и наносится узор из окрашенной в другой цвет шерсти. Затем поверхность поливают горячей водой, шига аккуратно раскатывается, раскатывается и уплотняется. Затем, пока войлок полностью не «созреет», применяют несколько методов, а когда он полностью закончен, текемет выставляют на солнце. Мастера резьбы по войлока очень популярны в стране. Текемет будет захвачен за один день. Во время шествия женщины деревни собрались вместе, поговорили, обменялись словами, аплодировали, подбадривали, и конец превратился в праздник. Здесь ярко отражена легитимность каждого народа, который издревле умел придавать смысл своим обычаям и украшать каждый день жизни. Хотя метод печати на войлоке один и тот же, рисунок на поверхности текемета меняется от места к месту, и местные художественные особенности хорошо видны.
Восточно-казахстанские текеметы сразу бросаются в глаза в неповторимом способе вышивки. На земле Восточного Казахстана резьба на поверхности текемета, выполненная опытным мастером, решается единой системой тонких ниток.
Одно из таких произведений - произведение Саулебековой Карлыги из Семипалатинской области (35 век). В целом желтый цвет орнамента очень теплый и гармоничный с коричневым цветом поверхности текемета, а тонкие полосы красного квадрата создают хорошее настроение. Имена владельцев по краям смешаны с орнаментом и гармонируют.
Абдильдинова Бипан, напротив, усложнила художественную структуру, использовав яркие краски в своем текемете (с. 27). Слегка изогнутые нити, которые двигаются при нажатии на войлок, увеличивают красоту текемета и активируют все линии движения.
Отдельным произведением является текемет Есергеновой Калимы со структурой, близкой к современному методу витражей (IX век). Мелодия ярких красок, составленная из ярких красок, словно освежающая энергия, неизбежно притягивающая взор в серые будни повседневной жизни.
Если вы обратите внимание на экспонаты коллекции музея, которые отличаются высоким художественным уровнем, а также единой структурой, вы заметите в каждом из них собственный творческий прорыв автора. В процессе работы мастер волен раскрыть декоративные возможности взаимосвязи метода войлочной печати и натуральной шерсти. Хотя текемет может показаться однообразным, вы ощутите таинственное дыхание естественности и простоты.
Среди таких произведений искусства можно выделить текеметы Западного Казахстана, которые имеют свою индивидуальность. Среди этих текеметов особое место занимают текеметы белого цвета с иной художественной структурой и цветовым решением (с. 59).
Каждый экспонат музейного фонда, собранный в единую систему, признан произведением искусства, которое отражает выдающиеся особенности местности и четко распознает подпись отдельного автора.
Расширенное и объединенное орнаментом авторское произведение Дуйсеновой Нурыш из Талдыкорганской области отвечает потребностям своего времени (32-kz, 33-kz, 34-kz). В 1960-1970-е годы широкое распространение получило использование художественных сочетаний ярко-красных цветов в производстве предметов домашнего обихода, таких как ковры и коврики. Эта тенденция преобладает в текемцах Дуйсеновой.
Развитие технических подходов в Северо-Казахстанской области