Исследования

Нургожаев Алмас. Вступительная статья к каталогу выставки

Автопортрет. 2019. Кенеп, майлы бояу. 100х100

Жаңа әуен 2018ж 150х170см

Әке қанаты. 2019. Кенеп, майлы бояу. 150х170

Қызыл кітап. 2019. Кенеп, майлы бояу. 150х170

Суретшінің жолы. 2019. Кенеп, майлы бояу. 150х170

Нургожаев Алмас – один из самых творчески активных молодых художников в современном изобразительном искусстве Казахстана. В этом можно было убедиться на выставке, которая проходила в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева в августе 2019 года. Крупноформатные произведения были выполнены в новой для художника стилистике. Автор не боится экспериментировать с формой, цветом, легко пишет смелые ракурсы. Сводя к минимуму детали, он усиливает эмоциональное звучание картин, благодаря силуэту, почти монохромному цветовому решению. Умение строить композицию, передать движение, внутреннее напряжение в картине являются отличительными чертами творческого метода художника.

Нургожаев Алмас родился в 1988 году в селе Кеген Райымбекского района Алматинской области. В 2007 году окончил Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева, в 2012 году Казахскую национальную академию искусств им. Т.К. Жургенова, мастерская Ж. Кайрамбаева, О. Жубаниязова.  Затем здесь же  окончил магистратуру в 2017 году. С 2012 года является член Союза художников РК. С 2016 года преподает в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева.

Алмас принадлежит к самому молодому поколению художников, его творческий путь начался в 2010-годы. Он открыт всем новым направлениям и течениям и готов сам сказать новое слово в искусстве. Произведения художника – это особое художественное пространство, в котором находят отражение его внутренний мир, его раздумья, его  душевные переживания. 

Диапазон тем художника широк, он стремится раскрыть острые проблемы общества, среди которых – взаимоотношение отца и сына, любовь, и, конечно же, главная тема – стойкость человека в его борьбе с жизненными невзгодами. Каждый из таких сюжетов пронизан неким вселенским духом. Они решены в сложных ракурсах, в которых гармонично сочетаются резкие мазки и монохромный колорит. В образах, где особое внимание уделяется человеческой фигуре, художник, словно скульптор, ваяет фигуры людей посредством цветовой палитры.

Нургожаев Алмас в своих живописных произведениях стремится к монументальности композиции, сознательно отказываясь от детализации. Он достигает общего, сохраняя дистанцию между собой и холстом, т.е. художник стремится больше к философскому осмыслению, чем к внешнему бытовому описанию. Примером тому могут служить композиции автора «Пробуждение», «Парение», «Диалог», «Перед согласием», «С небес», «Пост», «Разговор по душам». Для автора важно главный образ представить всегда крупным планом. Создается впечатление, что предметам и фигурам на плоскости холста становится тесно. А в «Автопортрете» он изображает себя в сложном движении, в резком развороте корпуса и головы, бросающего взгляд на зрителя. Это автопортрет и одновременно обобщенный образ художника, в руках которого – кисть и палитра, неизменные атрибуты творческого процесса. Для него художник не перестает быть героем своего времени, каковым он являлся в прежние эпохи. Портрет словно воплощение его творческого кредо.

«Новая мелодия» полотно, написанное в 2018 году, является переломным в творчестве Алмаса Нургожаева. Если до этого художник вдохновлялся национальными обрядами, традициями и историей народа, то именно с этой картины наметилась совсем иная художественная манера, новая тематика, попытка соединения традиций и мировых концептуальных течений. Главный герой композиции, парень-кюйши на синем фоне, занимает все пространство, решенное горизонтально, он выглядит величественно и монументально. В его руках наследие предков, кобыз Коркыта, а в ушах наушники, подключенные к мобильному телефону, как олицетворение современной жизни человека. Унесенный мелодией, доносящейся из наушников, парень словно бы слился с природой, с окружающей средой. В этой работе присутствует незримая целостность прошлого, настоящего и будущего, что говорит о бесконечности самого времени. Безусловно одно, несмотря на глобальное изменение современности, традиционные национальные ценности никогда не потеряют своей актуальности и значимости.

Живописные картины художника «Начало», «Два мира» посвящены теме любви. В «Начале» (2018) изображены сидящие у родника молодожены, окутанные длинной белой тканью. Молодые стоят на коленях, в знак уважения друг к другу, а белый платок, как неизменный атрибут наших бабушек и матерей, всегда считался символом чистоты и непорочности, а также олицетворением чистоты внутреннего мира духовно развитого человека. Молодой человек предлагает своей возлюбленной родниковой воды – символ его веры в будущее, начало новой жизни. Светлые, теплые тона в данной композиции использованы очень гармонично и выражают такие присущие девушкам достоинства как нежность, доброта, чистота, добропорядочность.

Картина «Красная книга» (2019) посвящена одной из злободневных тем современности. По словам автора, толчком для написания этого произведения послужила печальная картина нашей современной жизни. Это, с одной стороны, истребление занесенных в Красную книгу сайгаков, и гибель защитников природы от рук браконьеров, с другой. Выразительно написаны руки человека, обнимающие маленького сайгака, в стремлении защитить, уберечь его. Лица его не разглядеть, оно размыто крупным черным цветом и означает гибель инспектора от рук браконьеров. У казахов есть устойчивое выражение «қара жамылды», дословно оно переводится как «покрылся черным», что означало траур. Выражение ужаса в глазах животного, во всем его облике с приоткрытым ртом и растопыренными ногами усиливает драматическое звучание картины. Художник так эмоционально хотел выразить крик души человека и природы, дополнительно подчеркнутый изображением силуэтов сайгаков на дальнем плане. Цветовое соотношение произведения решено в красном, черном и белом тонах. Но все же красный цвет преобладает, как олицетворение неизменной борьбы и кровавых войн. Таким образом, художник стремится найти и создать свой художественный язык изображения.

Взаимоотношениями отцов и сыновей посвящено полотно «Крылья отца» (2019). В центре композиции изображены три фигуры – отца и двоих его сыновей, сидящих на высокой деревянной скамейке. Отец, раскинув руки, обнял сыновей. Его руки подобны крыльям птицы, оберегающей своих птенцов и защищающей от врагов. Художник создал глубокий образ отца, который олицетворяет собой с одной стороны силу и мощь, с другой доброту и заботу.

Многофигурная композиция «Путь художника» (2019) характеризует Алмаса как вдумчивого, серьезного человека, которого волнует судьба творческой личности. На фоне здания Академии искусств, альма-матер художников, бегущие студенты с этюдниками за спиной и силуэты рисующих картины молодых людей. Горизонтальные и вертикальные линии, организующие композицию, связаны между собой и, в то же время, они находятся в конфронтации. Это выражается в своеобразном   конфликте ритмов и заставляет зрителя задуматься о роли и постоянстве образов и вещей, отмеченных художником, в материальном мире. Автор как бы намекает: чтобы стать художником требуется многолетний труд, всесторонние неутомимые поиски, практика. Именно в этой работе заключен весомый период в жизни автора, как художника, мы наблюдаем за его переживаниями и впечатлениями, пережитыми им когда-то.

Встреча зрителей с произведениями Алмаса вызывает каждый раз яркий эмоциональный всплеск чувств. Полотна художника демонстрируют перипетии бытия, дыхание творчества, драматический диалог чувств и мыслей.

В творчестве Алмаса Нургожаева проявляются новые поиски и новаторство современного казахского изобразительного искусства.

  

Самал Мамытова,

руководитель сектора живописи Отдела «Изобразительное искусство Казахстана»