Исследования

«Художники корейской диаспоры в Азии», проект Национального музея современного искусства Кореи.

Ким Е. М.

Руководитель научного центра
современного зарубежного
искусства
 
«Художники корейской диаспоры в Азии»,
проект Национального музея современного искусства Кореи. 
 
С 17 июля по 27 сентября 2009 года в великолепных залах Национального музея современного искусства Кореи в городе Сеуле проходила выставка «Художники корейской диаспоры в Азии». На выставке были представлены произведения из Казахстана, Узбекистана, России, Китая, Японии. Под экспозицию было отведено три больших зала: в одном были представлены страны СНГ, в другом – Китай, в третьем – Япония.
Куратор Седжун Пак начала работу над проектом три года назад. В 2006 году она объездила Казахстан, Узбекистан, Китай, Японию, где познакомилась с творчеством художников корейской национальности. Все это время Седжун Пак вела работу над концепцией и программой проекта, отбирала произведения на выставку. В Казахстане шли переговоры о предоставлении произведений из фондов музея. Было предложено, чтобы искусство той или иной страны было освещено региональными искусствоведами, которым известна не только общая картина развития искусства, но также сходства и различия в интонационном и формальном строе произведений корейских художников, погруженных в  определенный культурный слой.
Таким образом, была проведена огромная предварительная организационная работа. Вторая поездка куратора по окончательному отбору произведений была совершена по тем же странам в феврале 2009 года. И все это время Седжун Пак неутомимо искала спонсоров.
И вот свершилось, проект стартовал. Уже на подступах к музею, на станции метро и автобусной остановке, привлекали внимание выразительные афиши выставки. На территории музея, вдоль аллеи, ведущей к центральному входу, развивались многочисленные белые полотнища с логотипом и названием выставки. На фасаде музейного здания красовался баннер также с логотипом и названием выставки. Немаловажная деталь: 8 июля в Алматы приехали корреспонденты крупнейшего государственного телеканала KBS и в залах ГМИ РК им. А. Кастеева взяли у представителя музея интервью о предстоящей выставке. Второе интервью было снято в Сеуле.
За день до открытия, 16 июля в 11 часов, в Национальном музее современного искусства Кореи состоялась пресс-конференция для представителей СМИ. Присутствовало 38 корреспондентов, перед которыми выступили искусствоведы из Казахстана, Китая и Японии, а так же художники из многочисленной японской делегации. Представители прессы получили в фирменных музейных пакетах печатный материал проекта. В солидном по объему издании (340 страниц) помещены доклады куратора проекта, искусствоведов, историков. Издание прекрасно иллюстрировано всеми 183 произведениями, экспонированными на выставке. Кроме репродукций произведений художников из Казахстана, в сборник вошли следующие материалы: Елизавета Ким «Искусство корейских художников Казахстана и Узбекистана», Камилла Ли «Корейские художники в Центральной Азии», Герман Ким «Коре Сарам – корейцы в имперской России, Советском Союзе и постсоветском пространстве». Несомненно, следует отметить высокий профессиональный уровень дизайнеров каталога. Дополнительно были изданы буклет и мини альбом по экспозиции выставки. Для многочисленных представителей СМИ была проведена подробная экскурсия куратором проекта. Затем музей пригласил приезжих гостей и корреспондентов на ланч, где можно было пообщаться в неформальной обстановке.
Незадолго до вернисажа (17 июля) в здании музея и над огромной прилегающей парковой зоной зазвучала мелодичная музыка. Затем последовало объявление о предстоящем событии. Выставку открыл вице министр культуры Республики Корея господин Сим Донг Суп. Выступали искусствоведы, художники и куратор выставки.
В первом зале на большом экране шло слайдшоу старых фотографий из жизни корейцев, в силу различных исторических обстоятельств оказавшихся за пределами родины. Наиболее трагичной была судьба советских корейцев, переживших депортацию 1937 года из Владивостока в Казахстан. В этом же зале на восьми телевизионных мониторах демонстрировались интервью художников, участников проекта.
В экспозиционном пространстве каждого региона (СНГ, Китай, Япония) были представлены произведения художников трех поколений. В разделе Японии было 77 экспонатов, из стран СНГ – 74, Китай был представлен 32 произведениями, Казахстан, Узбекистан – 60 работами. Для всех желающих куратор проводил экскурсию по выставке. Тут же в фирменных пакетах музея презентовали полиграфические материалы проекта, включая афишу. Был роскошный фуршет. Вечером – банкет в ресторане.
Привлек внимание принцип экспонирования произведений. В просторных залах с высокими потолками картины размещены на большом расстоянии друг от друга, что дает зрителю возможность воспринимать каждый экспонат в отдельности. Производит приятное эстетическое впечатление иной принцип  экспонирования, чем принято в нашем музее: отсутствуют спускающиеся  вдоль стен веревки, на которых висят картины. Кроме того, для каждого экспоната устанавливается замечательное стационарное освещение.
17 июля состоялась конференция. Были заявлены три основных докладчика – Ко Суд Жон из Японии, Елизавета Ким из Казахстана, Лим Ум из Китая. С содержанием каждого доклада за неделю до конференции были ознакомлены диспутанты, искусствоведы из университета. Они после каждого выступления подготавливали резюме и задавали вопросы.
Специалист из Японии отметил два направления в искусстве страны – академизм и модернизм. В творчестве корейских художников Японии присутствуют как пейзажи, натюрморты, так и картины на социальные темы. Отмечались некоторые влияния русского реализма и монументального мексиканского искусства. Говорилось о трудности получения образования корейцами, а так же о сложности учета корейских художников в связи с тем, что некоторые из них скрывают свою национальность. Назывались имена художников, заслуживших официального признания, например, – И Сон И, ставший лауреатом изобразительного искусства Японии. Искусство страны «восходящего солнца» делится на регионы, так художники Токио резко отличаются от своих коллег в Осоке. В связи с этим был задан вопрос диспутантом докладчику, ощущаются ли эти территориальные различия в творчестве корейских художников.
Докладчик из Казахстана в своем выступлении отмечала, что в основе профессиональной подготовки художников Казахстана и Узбекистана лежат европейские традиции, перенятые через русскую школу. Огромное влияние на художников Казахстана и Узбекистана имеют также традиции народного прикладного искусства каждой из стран. В то же время есть нюансы, отличающие работы корейских художников от произведений мастеров других национальностей. Участникам конференции были презентованы каталог Ким Михаила Петровича и каталог «Коре Сарам» корейских художников Казахстана. Диспутантом был задан вопрос о статусе корейских художников в Центральной Азии и есть ли связь наших художников с мастерами Северной Кореи.
Докладчик из Китая Лим Ум разделил развитие изобразительного искусства Китая на три периода: 1922-1949, 1949-1978, 1978-2008. Было отмечено влияние на современное изобразительное искусство Китая русских реалистических традиций и традиционной китайской живописи. Отмечалось локальное проживание корейцев в Китае. В докладе приводились статистические данные о корейских художниках, получивших специальное образование. Был отмечен художник Хан Рен, чья картина «Мужчина с быком» в 1986 году была признана лучшей по итогам года в Китае. Диспутант больше говорил о том, как были найдены спонсоры в Корее для издания каталога корейских художников Китая.
Этот грандиозный проект дал уникальную возможность познакомиться с творчеством корейских художников разных стран. В итоге можно сделать некоторые выводы: каждая представленная страна имела свое лицо, ярко выраженный характер, отсылающий к региональной культуре. Таким образом, несмотря на национальность, среда обитания, вольно или невольно, формирует и определяет творческий почерк художника.