RESEARCH

Образ времени. Театральная живопись Г. М. Исмаиловой

Джадайбаев А.Ж.

Кандидат искусствоведения
Ведущий научный сотрудник
научного центра изобразительного искусства Казахстана
 
 
Образ времени
Театральная живопись Г. М. Исмаиловой
 

Мое творческое счастье – это вечный поиск

                                                                       Г. Исмаилова

Творчество Народного художника Республики Казахстан Гульфайруз Мансуровны Исмаиловой является яркой страницей в истории изобразительного искусства  нашей страны. Широкий диапазон ее интересов, который включает в себя живопись, театр, кинематограф и музыку говорит об ее особом таланте, самобытном и незаурядном даре творца.
Профессиональная подготовка Г. М. Исмаиловой началась в стенах художественного училища им. Н. В. Гоголя в Алма-Ате, где она занималась под руководством выдающихся живописцев А. М. Черкасского и Л. П. Леонтьева. Затем она поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на отделение театрально-декорационной живописи. Ее наставник по институту М. Бобышев исповедовал эстетику «мироискусников», делая упор на единство в звучании всех элементов декорации спектакля. Декорации и костюмы, созданные Бобышевым, отличались тонким чувством стиля эпохи, декоративной графичностью общего решения. В период обучения Г. Исмаилова жадно впитывала все, что могла ей дать русская и европейская культура. Большое впечатление на молодую художницу произвело декорационное творчество К. Коровина, А. Головина и М. Врубеля, заставив во многом по-новому осмыслить роль и значение соотношения содержательных, колористических и композиционных элементов в театральных постановках. Здесь важно отметить, что Г. Исмаилова от природы обладает замечательными музыкальными и артистическими способностями, благодаря чему впоследствии ее работа в качестве художника театра стала высшим проявлением сотворчества режиссера, композитора и художника.
Увлеченность европейским искусством в годы академической учебы не заглушили в Г. М. Исмаиловой любви к своей родине, любимому Казахстану, о возвращении в который она постоянно мечтала. Именно поэтому темой своей дипломной работы она избирает оперу М. Тулебаева «Биржан и Сара» (1956). Данная постановка дала возможность Г. Исмаиловой обратиться к богатому культурному наследию казахского народа. Массовые сцены праздников на фоне высоких гор, различные по характеру персонажи спектакля позволили ей создать яркие и выразительные декорации и костюмы, передать саму атмосферу казахского аула, рассказать о древних, но живых традициях народа. Повествование о трагической любви двух народных акынов Биржана и Сары притягивала художника своей чистотой и искренностью. Музыка М. Тулебаева, насыщенная народными мелодиями, будила воображение и помогала воплотить сценические образы в лирико-эпическом ключе монументального оперного полотна. В большинстве эскизов костюмов к опере Г. Исмаилова создает своеобразные мизансцены, в которых герои объединены каким-либо действием. Здесь, несомненно, можно ощутить влияние творчества русских художников объединения «Мир искусства» и, в частности, известных эскизов Л. Бакста к «Русским сезонам» С. Дягилева в Париже. В этих работах Л. Бакста костюм и образ, слитые в единое целое, показаны, как правило, в динамичном танцевальном движении. В целом эскизы Г. Исмаиловой к опере «Биржан и Сара» еще отражают в себе принципы реализма, свойственные советскому театру середины ХХ века, но в них уже угадываются черты художника-новатора, пытающегося выразить собственное мировоззрение сквозь призму национальной культуры. Сходны по трактовке эскизы Г. Исмаиловой к балету «Камбар и Назым» (1958), где автор посредством дизайна и цветового строя костюма стремится выразить характер героя постановки. Признанием высокого художественного уровня работ Г. Исмаиловой стало назначение ее в 1958 году главным художником по костюмам для декады казахской литературы и искусства в Москве.
В первой половине 1960-годов Г. Исмаилова обратилась к станковой живописи, в которой она стремилась разработать личный стиль и сформировать принципы своего колористического мышления. В результате этих активных поисков произведения художницы обрели повышенную эмоциональность, переданную посредством активной цветовой палитры. Героями ее работ в основном были известные деятели театра и кино, в образах которых художника привлекали яркая индивидуальность и способность к художественному перевоплощению. Так в известном «Портрете Ш. Жандарбековой в роли Ак-Токты» (1962) Г. Исмаилова изображает актрису в трагический для героини момент, когда она должна принять судьбоносное для себя решение. Театральная роль и личность человека в данном портрете для Г. Исмаиловой суть понятия нерасторжимые как присутствие художественной гармонии и красоты в моменты противостояния добра и зла. Достижения станковых работ Г. Исмаиловой 1960-х годов логически были продолжены в ее театральных эскизах. Значительно обогатился художественный язык Г. Исмаиловой в эскизах к опере Е. Брусиловского «Ер-Таргын» (1967). Дарование художницы влекло ее к большим героическим темам, а сюжет оперы Е. Брусиловского предоставил большие возможности создать красочный, торжественно и монументально звучащий спектакль.
Последующие события в творческой жизни Г. Исмаиловой сыграли важную роль в ее становлении как ведущего театрального художника-постановщика в Казахстане. В 1957-58 годы ее приглашают в кино на роль Ботагоз в фильме Е. Арона по известному роману С. Муканова, где она проявила незаурядное актерское дарование, сумела глубоко войти в образ и ощутить сам дух народной культуры. Работа с выдающимися мастерами экрана, атмосфера творческого подъема на съемочной площадке все это вдохновляло Г. Исмаилову и рождала уверенность в правильности избранного пути.
С 1969 по 1971 год Г. Исмаилова участвует в качестве художника-постановщика в съемках знаменитого фильма «Кыз Жибек» под руководством режиссера С. Ходжикова. Работа над этой постановкой заставила обратиться к серьезному и глубокому изучению материальной культуры казахов, традиций и истории своего народа. Архивы и музеи, различные собрания народного прикладного искусства стали для Г. Исмаиловой ценным источником для правдивого и убедительного воплощения духа конкретной исторической эпохи. В то же время она пришла к выводу, что жизненность и выразительность не могут быть достигнуты исключительно документальной точностью воспроизведения деталей интерьеров или костюма. Здесь требуется, прежде всего, умение ощутить внутреннюю образную связь всех элементов постановки, применить силу воображения и поэтическое чутье в решении художественных задач. Сама Г. Исмаилова впоследствии вспоминала: «Опыт, приобретенный в работе над фильмом, дал много полезных навыков, сказался на последующих замыслах и пристрастиях. Он расширил горизонты представлений, научил мыслить крупными категориями и уже в оформлении балетных и оперных постановок таких как «Козы Корпеш и Баян Сулу» Е. Брусиловского, «Жумбак Кыз» С. Мухамеджанова, «Алпамыс» Е. Рахмадиева, «Чио Чио Сан» Дж. Пуччини «Аида» Дж. Верди я, прежде всего, искалаобраз времени переданного в музыке, а уже потом разрабатывала соответствующий ему стиль». 
В сценических эскизах Г. Исмаиловой последующих лет удивительным образом совмещаются строгая документальность и высокая художественность, тонкая музыкальность и монументальное величие образов. Все это стало результатом кропотливой исследовательской работы и внимательного наблюдения жизни. В эскизах к опере Е. Брусиловского «Ер Таргын» (1967) Г. Исмаилова, по сравнению с предыдущими постановками приходит к большей условности и обобщению. В организации всего пространства сцены орнаментальные мотивы приобретают особую значимость. В эскизах костюмов автор намеренно нарушает пропорции фигур, выделяет наиболее значимые элементы украшения в костюме, уходит от классической перспективы в сторону плоскостности и построению композиции по законам восточной миниатюры или орнаментального коврового декора. В эскизе костюма Акжунус Г. Исмаилова находит оригинальное решение в размещении двух женских фигур, одна из которых изображена в фас, а другая показана со спины. Это один и тот же персонаж, но показанный в разных ракурсах. Силуэты людей помещены в геометрическую структуру вертикальных и горизонтальных полос - баскуров. Подчеркнутая плоскостность и цветовая открытость говорят о новых принципах создания театрального образа. Все внимание художник обращает на богатое убранство халата, богатую вышивку золотыми нитями на красном фоне. Фигура слева демонстрирует костюм девушки, его изысканность и использование ювелирных серебряных украшений. В лице персонажа акцентированы черты характера.
В 1971 году Г. Исмаилова была приглашена в Государственный Академический театр им. Абая на должность главного художника. В этом театре она проработала 16 лет и  участвовала в создании 28 спектаклей. В постановке балета «Козы Корпеш и Баян Сулу» (1971) Е. Брусиловского Г. Исмаилова столкнулась с новыми для себя задачами построения сцены для балетного спектакля, что требовало переосмысления, как структуры декораций, так и особенностей костюмов для танцовщиков. В эскизах декораций особое внимание придавалось росписи задников, а также организации всей верхней центральной части сцены. Это пространство было ритмически обыграно выверенными силуэтами баскуров, юрт и занавесей. Каждый из данных элементов богато украшен крупным орнаментом, интерпретированным художником в сторону усиления его динамики, что требовало определенной трансформации классического казахского узора. Сам балетный танец, музыка и сюжет балета «Козы Корпеш и Баян Сулу» должны быть, по мысли Г. Исмаиловой слиты в единый гармонический ансамбль, обладающий ярким национальным характером. Эскизы костюмов к этому балету отличаются цветовой полихромией и сложностью структуры. Большое количество металлических вставок, характерный силуэт казахской традиционной одежды адоптированной к танцу и общий празднично-торжественный характер постановки придает серии эскизов особую выразительность. Каждый эскиз представляет собой многофигурную композицию, каждый персонаж в которой обладает собственным характером, переданным посредством костюма и позы.
Здесь важно отметить интересную особенность творческого метода Г. Исмаиловой. После каждого спектакля она создавала так называемые выставочные композиции костюмов и декораций, так как рабочие варианты, как правило, приходили в негодность и утрачивались. Эти работы должны были, по идее автора, представлять собой законченные композиции. Все эскизы Г. Исмаилова всегда выполняла в технике акварели и гуаши.
В постановке оперы Дж. Пуччини «Чио Чио Сан» (1972) Г. Исмаилова впервые для нее применяет ряд новаций, позволяющих ей замещать смену декораций переменой световых  эффектов, помогающих передавать настроение сцены. Постановку также отличает целостность конструктивного принципа оформления. Три пары подвижных ширм, свободное перемещение которых организует пространство, меняет интерьер и позволяет режиссеру строить разнообразные мизансцены минимальными средствами. В эскизах костюмов и декорациях к этой опере Г. Исмаилова воплотила свои впечатления от поездки в Японию. Мотивы традиционной японской графики, растительные элементы нашли свое место в этих работах, придавая сценам ощущение достоверности в передаче национальных особенностей.
Среди последующих многочисленных постановок, в которых участвовала Г. Исмаилова, хочется отметить оперу «Алпамыс» Е. Рахмадиева (1973). В эскизах к данной постановке автор в первую очередь выявляет характерность каждого персонажа. В многофигурных композициях присутствуют элементы гротеска, динамического действия. Для художника работа с эпическими сказаниями это особая сфера, в которой необходимо абстрагироваться от реальности как временной, так и материальной, направить свои усилия на выявление поэтики мифа, озвучить метафоричность его языка и образов. Эскизы костюмов к опере «Алпамыс» продолжают традиции и достижения предыдущих работ Г. Исмаиловой, но, в тоже время, в каждой последующей постановке она ставит перед собой новые дополнительные задачи, диктуемые  музыкой и содержанием спектакля.
Среди масштабных героических постановок середины 1970-х годов своим пафосом и широкой исторической панорамой событий выделяется опера Д. Верди «Аида» (1978). Темы древнеегипетских фресок словно оживают в эскизах Г. Исмаиловой, наполняются живым содержанием и убедительностью передачи образов. Эскизы к опере П. Чайковского «Иоланта» (1979) обладают тонкостью и изысканностью общего рисунка, деликатностью колористической палитры. Музыкальность ритма и переливов цветовых оттенков звучат рефреном музыке и дополняют ее особым ощущением поэтического начала, воплощенного самой архитектоникой композиционного построения. Обращение к классическому оперному наследию в постановках «Лебединое озеро» и «Иоланта» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Прощание с Петербургом» И. Штрауса  в эскизах Г. Исмаиловой всегда обогащается их новым неожиданным прочтением. Она всегда стремилась сделать классическое искусство ближе простому зрителю, видела в нем не застывший канон, а вечно творимую жизнь и высокое  вдохновение создателя.
Г. Исмаилова всю свою творческую жизнь исповедует принцип, что «в искусстве главное быть убедительным, отразить атмосферу эпохи». В каждой серии эскизов к оперным или балетным постановкам эта атмосфера исторической подлинности, возвышается  до абсолютного художественного звучания, добавляя к оригинальной версии композитора собственную пластическую и цветовую партитуру, воздействие которой на зрителя адекватно высоте мастерства художника-декоратора.
Прекрасное знание материальной культуры и истории в контексте конкретных постановок никогда не заслоняли высшей цели любого искусства – возвышать душу человека посредством прикосновения к вечной красоте. Г. Исмаилова неоднократно говорила, что «в своем творчестве она никогда не опускалась до бытовых моментов, ибо считает, что прекрасное должно выражаться языком певучим, слогом возвышенным». Историю театрального искусства Казахстана сегодня невозможно представить без наследия Г. Исмаиловой. Она значительно обогатила художественный лексикон театральной живописи, подняла ее на новый высокий уровень, равный лучшим мировым образцам декорационного искусства.
Выдающиеся заслуги Г. Исмаиловой на поприще изобразительного искусства и большой вклад в развитие театрального искусства были по достоинству оценены страной. В 1987 году ей было присуждено высокое звание Народного художника Казахской ССР, как знак ее.

Живопись, театр и жизнь для Г. Исмаиловой неразделимы в силу своей глубины и значимости. Образ времени в ее произведениях является в своей яркой и оптимистической ипостаси. Она и сегодня полна творческих замыслов, являя для молодых художников яркий пример верного служения высокому искусству.