События

Выставка «Искусство Китая»

С 26 августа 2022 года в Государственном музее искусств РК им. Абылхана Кастеева открывается выставка «Искусство Китая».

Выставка «Искусство Китая» посвящена нескольким знаменательным датам и событиям, происходящим в этом году. 30 лет назад Китайская Народная Республика одна из первых стран мира установила с Республикой Казахстан дипломатические отношения. Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация (Chaina National Petroleum Corporation) начала свою деятельность на территории Казахстана в 1997 году. Прошло уже 25 лет! И в этот юбилейный год для наших стран Корпорация начала сотрудничество с Государственным музеем искусств РК имени Абылхана Кастеева, предложив спонсорскую помощь в издании научного каталога «Искусство Китая» из коллекции музея.

Искусство, как и религия, интересуется сокровенной реальностью. Как говорят в Китае, пока художник не познает сущность Неба, Земли и Человека, он не поймет до конца искусство и культурные традиции Поднебесной. Искусство само по себе есть прямое и откровенное свидетельство о духе народа. Что делает китайское искусство уникальным? В Срединном государстве два самобытных учения – конфуцианство и даосизм – создали тот культурный климат, в котором развивалось китайское искусство. Преемственность развития и своеобразное соединение даосизма с конфуцианством образовало действенное содержание и форму китайского искусства. Китайцы руководствовались идеей динамического единства противоположностей «ян-инь», которые дополняя друг друга, нуждались друг в друге. Они предполагали, что художник не должен быть ни классицистом, ни романтиком, он должен быть и тем, и другим. Его работы должны сочетать качества натуралистичности и идеалистичности. Его стиль должен соединять в себе и общее, и индивидуальное, быть единовременно традиционным и оригинальным.

Величие культуры и искусства этой страны проявляется и в том, что она сумела сохранить и пронести сквозь тысячелетия свой неповторимый облик. Китай создал значительные ценности во многих областях деятельности человека. Срединное государство является родиной фарфора, бумаги, пороха, компаса, книгопечатания, шелкоткачества, здесь было совершено множество открытий, созданы уникальные образцы искусства мирового значения. Коллекционирование дальневосточных произведений в музее началось в 1935 году, со времени создания Казахской Государственной художественной галереи в Алма-Ате. В 1936 году музеи Москвы и Ленинграда передали в фонд галереи несколько сотен экспонатов. С середины 1950-х годов уже приобретались интереснейшие работы из частных коллекций. Среди них чистотой стиля, яркой образностью, художественными достоинствами выделяется работа неизвестного художника 16 века «Портрет двух дам», выполненная цветной тушью по шелку. На сегодняшний день собрание китайского искусства представлено большим разнообразием видов, стилей и техник и насчитывает около 1000 экспонатов. Одним из наиболее значительных вкладов Китая в мировую культуру является художественная бронза. На выставке можно увидеть традиционные металлические сосуды, предназначенные для жертвоприношения предкам. Также представлены скульптурные изображения Будд. Для них характерны тщательность и точность в проработке деталей, прекрасное чувство материала. Произведения китайских гончаров 18-21 века, демонстрируют многообразный мир форм, технологий и бытования предметов из беложгущейся глины – каолина. Китай с древнейших времен известен высокохудожественными произведениями вышивки. Этот вид прикладного искусства порой называют «живописью иглой». На выставке представлен «Халат императорский с изображениями золотых драконов», выполненный в конце 18 века. Заметно выделяется в экспозиции художественная резьба по камню, насчитывающая более четырёх тысяч лет. Секреты этого искусства бережно хранились и передавались мастерами из поколения в поколение. На выставке представлены предметы, созданные в этой технике, такие как «Гаунь Инь – чадодарительница», скульптурная группа «Три божества» на невысоком постаменте. В экспозицию вошли и графические произведения художников 16-21 века. Символико-благопожелательные сюжеты произведений способствуют расширению познаний и представлений о народных верованиях и обычаях китайского народа.

Куратор: Мария Копелиович составитель и автор статей каталога «Искусство Китая»