Events

Выставка живописи Алмаса Нургожаева «Переход»

Государственный музей искусств РК им. Абылхана Кастеева представляет выставку живописи Алмаса Нургожаева «Переход». Экспозиция включает семь новых триптихов, объединенных общей концепцией. Выставка посвящена памяти Игилика Кулбаева.
Вернисаж 22 февраля в 16.00, пресс-тур в 15.00.

Свою очередную персональную выставку Алмас Нургожаев назвал «Өткел/Переход». Первая экспозиция «Дебют» состоялась в 2019 году, где сразу обозначились творческая одаренность, целеустремленность и яркое своеобразие молодого живописца. Алмас Нургожаев учился у выдающегося казахстанского педагога и живописца Жумакына Кайрамбаева, сумевшего почувствовать в нем оригинальность мышления, помочь найти соответствующую манеру живописи, придать ей уверенность и силу. В основе творческой манеры Алмаса лежат крупный монументальный формат картин, экспрессия свободного рисунка, динамично-неожиданные ракурсы фигур с намеренно деформированными масштабами и экономная, почти гризайльная палитра цвета. Все эти качества явственно обозначились уже на первой персональной выставке. Тем неожиданней эволюция, которая произошла с художником за последние два года, что наглядно демонстрирует данная выставка. Почерк художника вполне узнаваем, но, одновременно, заметно преобразован. Большой формат картин сменяется громадными триптихами, позволяющими развить и усложнить композицию, показать движение замысла.

Экспозиция включает семь масштабных живописных триптихов, сюжеты которых балансируют на грани абстракции и фигуративности.

В пяти из них преобладают зыбкие образы, сочетания текучих и острых форм, которые уподобляются игре подсознания, больше всего напоминая страшные сны-фантазии. Человеческие очертания лишь угадываются. В хаосе широких мазков и потеков серо-желтого цветового поля возникают беспокоящие монстроподобные фигуры и детали – крючковатые пальцы с перепонками, выдвигающиеся подвижные колени-локти-торсы текучих антропоморфных видений. Рисунок, словно скоропись, становится еще более резким, отрывистым и экспрессивным.

Но если смотреть на выставку как на единое целое, как на художественный проект, то можно увидеть соединение и содержательную связь всех работ. Упомянутые пять сновидческих триптихов фланкированы двумя супрематистскими работами. Кубистические формы с пустыми лабиринтами внутри напоминают то ли панельные коробки жилых домов, то ли фантазии Малевича. Первый левый триптих – мутноватое черно-бело-серое введение в сон-инобытие, когда затухает и отключается конкретика дня. Далее то нарастает, то слабеет ощущение тревоги и драматизма, который испытывает сам автор, отражая также и общее состояние социума, два года живущего в условиях пандемии. А справа, в завершающем триптихе мир вновь обретает конкретные формы. Происходит яркое красно-желто-белое оптимистическое возвращение в «прекрасный и яростный мир».

Художник словно ставит перед собой априори невыполнимую задачу – зафиксировать образы подсознания, «остановить мгновение», хотя оно и не всегда прекрасно. Он обращается к философским, метафизическим проблемам. Здесь главенствуют не события, но духовные смыслы: размышления о загадочности бытия, о трагичной хрупкости человеческой жизни, о неоднозначности всего происходящего. Общая неустойчивость и подвижность внутреннего состояния в работах находит отражение в названии «Переход». Это не только топографическое перемещение в пространстве, но и пограничное состояние неизвестности, сохраняющей право на надежду. Высокий накал страстей, сила чувств, изобразительная интенсивность, свобода и мастерство исполнения позволяют утверждать, что такой значимой, сильной и преданной своему делу личности давно не появлялось в нашем искусстве.

Выставка продлится 1 месяц.

Куратор выставки - Екатерина Резникова, заслуженный деятель РК,

кандидат искусствоведения

Биографическая справка:

Алмас Нургожаев родился в 1988 году в селе Кеген Райымбекского района Алматинской области. В 2007 году окончил Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева, в 2012 году – Казахскую национальную академию искусств им. Т. К. Жургенова (мастерская Ж. Кайрамбаева, У. Жубаниязова). В 2017 году там же окончил магистратуру по специализации «Станковая живопись». С 2016 года преподает в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева.

20220204162308
20220204162241
20220204130507
20220204132058
20220204132119
20220204141928
20220204141958