facebook-logo  twitter logo  odnokl-logo  youtube logo  logo-insta  vk logo
logo gmi-ru

e-gov-ru-banner

  • MYD Production

    MYD-logo-bl-sm

  • Официальный сайт Президента РК

    banner7

  • Министерство культуры и спорта РК

    min-kult

  • Новости Министерства культуры и спорта РК

    min-kult

  • Акимат г. Алматы

    akimat-almaty

  • ҚАЗАҚСТАН ЖАСТАРЫНА ҮНДЕУ ХАТ

    aikyn logo

anniversary 1С 15 июля по 31 августа 2019 года в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева проходит выставка «Художники-юбиляры 2019 года» из фондов музея.

В экспозиции представлены произведения Александра Риттиха и Леонида Брюммера - 130 лет; Владимира Эйферта, Всеволода Теляковского, Регины Великановой, Елены Карасуловой – 125 лет; Алексея Бортникова, Марии Лизогуб, Загрутдина Назырова – 110 лет; Нагимбека Нурмухаммедова – 95 лет; Гульфайрус Исмаиловой, Анатолия Мотузко, Александра Исаева – 90 лет, Александра Лаптева, Евгения Умыскова, Анатолия Гордеева – 85 лет, Мариса Хитахунова – 80 лет. Их имена широко известны в стране и за рубежом. Творческий путь мастеров пришелся на ХХ век, время становления художественной школы Казахстана. Каждый из них оставил яркий след в истории искусства, и их наследие является национальным достоянием.

 Александр Риттих окончил Академию художеств в Мюнхене. Он приехал в Казахстан 1933 году уже зрелым художником, с большим, многолетним опытом и занял одно из ведущих мест в только что организованном, в то время Союзе художников Казахстана. Он соавтор и автор многих сооружений, парков, улиц нашего города. Автор архитектурных проектов нескольких школ, табачной фабрики и других. Известные произведения Риттиха натюрморты «Яблоки», «Груши» и «Портрет Джамбула» являются гордостью собрания нашего музея. В этих работах художник продолжает лучшие традиции европейской живописи, с его почти иллюзорной передачей фактуры предметов, пространственной глубины и продуманностью композиционного решения.

Владимир Эйферт был выслан из Москвы в Казахстан в 1941 году как представитель anniversary 3немецкой национальности. Находясь в Карлаге, Эйферт продолжал заниматься живописью, которая помогала поддерживать в нем веру в жизнь и надежду на лучшее будущее. Творчество В.А. Эйферта можно разделить на три периода: «московский» - с 1926 по 1941 гг. (с 1936 по 1939 был директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «парижский» - 1930-е годы и «казахстанский» с 1941 по 1960 гг. В экспозиции выставки представлены живописные произведения автора, выполненные в импрессионистической манере письма «Окраина Парижа», «Дачки» и «На пляже». Все произведения художника отражают любовь автора к жизни. Богатая цветовая палитра и свободная живописная манера письма, посредством которой художник стремился передать широкую гамму эмоциональных состояний природы и человека. Пожалуй, именно это чуткое отношение к природе, тонкий лиризм и мажорное ее отражение являются главными особенностями творчества Владимира Эйферта.

anniversary 2Леонид Брюммер в 1940-ые годы был переселен в Казахстан из Украины. Профессиональное художественное образование получил, окончив с отличием Киевское художественное училище (1910-1915). В Казахстане он жил, творил, воспитывал учеников в Павлодаре, Джамбуле.
Брюммер был мастером изобразительного искусства с дореволюционным «выставочным стажем», в живописных произведениях «Тыквы» (1946), «Куст роз» (1965) - остро чувствуется настроение, простейший сюжет приобретает в его работах очарование.

Мария Лизогуб окончила Киевский художественный институт. Творческая биография М.С. Лизогуб начинается с 1938 года, когда она еще студенткой института впервые приехала в Казахстан и навсегда связала свою судьбу художника с этой страной и с казахским народом. К этому раннему периоду творческой деятельности Лизогуб относятся многие пейзажные и портретные этюды, эскизы на жанровые темы. Также, проницательный художник и тонкий психолог, Лизогуб уделяет много внимания портретному жанру.
Портреты, созданные художницей, отличаются тонким психологизмом и богатой живописной фактурой.

Творчество Нагимбека Нурмухаммедова отличает жанровое и тематическое разнообразие. Его можно назвать настоящим летописцем эпохи. Им созданы многочисленные исторические картины – «Выступление М.В. Фрунзе перед народными ополченцами в Самарканде. 1920» (1953), в которых нашли отражение важные события истории Казахстана.

Всеволод Теляковский – театральный художник, родился в 1894 году в Ленинграде. anniversary 5Он занимался живописью под руководством К.Коровина и А.Я. Головина. Получил блестящее образование в Академии художеств Ронсона в Париже. Занимался станковой живописью у Мориса Дени и Феликса Валлотона. Но завершить образование ему не удалось — началась Первая мировая война.

С 1935 года он жил в Казахстане. Более чем за двадцать лет Теляковский оформил значительное число спектаклей в разных театрах республики. Лучшими декорациями художника в Казахском академическом театре оперы и балета им. Абая (1936-1944 гг.) были к русским операм «Пиковая дама», «Снегурочка», «Демон», «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», среди западной классики – «Паяцы», «Кармен», «Фауст», «Севильский цирюльник». Кроме русской и западной классики, Теляковский оформил ряд национальных казахских спектаклей: «Айман и Шолпан» М. Ауэзова, «Кыз-Жибек» и «Жалбыр» Е. Брусиловского, «Козы- Корпеш и Баян-Сулу» Г. Мусрепова, «Енлик-Кебек» М. Ауэзова.

Помимо театральных постановок, в последние годы творчества Теляковский, плодотворно работал над декоративными панно, посвященными темам казахского эпоса: «Айман-Шолпан» (1957), «Камбар-Батыр» (1958).

Кураторы выставки - Самал Мамытова, Еркежан Омарова