facebook-logo  twitter logo  odnokl-logo  youtube logo  logo-insta  vk logo
logo gmi-ru

e-gov-ru-banner

  • MYD Production

    MYD-logo-bl-sm

  • Официальный сайт Президента РК

    banner7

  • Министерство культуры и спорта РК

    min-kult

  • Новости Министерства культуры и спорта РК

    min-kult

  • Акимат г. Алматы

    akimat-almaty

  • ҚАЗАҚСТАН ЖАСТАРЫНА ҮНДЕУ ХАТ

    aikyn logo

china painting 123 июля 2019 года в 11.00 в Государственном музее искусств им. А. Кастеева состоится пресс-тур по выставке «Живопись и графика Китая 19-21 века».

Собрание живописи и графики Китая насчитывает около 230 работ, а в экспозиции представлено более 70 работ. Среди них особый интерес вызывают оригинальные работы Ци Бай Ши, Сюй Бей Хуна в виде свитков, Ма Цзюаня, Янь Шу Гуана. Значителен вклад к возникновению увлечения мирового сообщества культурой Поднебесной великолепной печатной продукции неизвестных мастеров, создавших своеобразные копии-картины с работ известнейших мастеров Срединного государства.

Китай долгое время занимал изолированное положение на мировой арене. Возможно, поэтому здесь сформировалась самобытная духовная и материальная культура.

 Страна, практически, не испытывала на себе влияние других цивилизаций. Наоборот, она china painting 2вбирала в себя чужеродное искусство завоевателей, преобразовывала ее на свой лад и привнесенное проникалось одним духом – духом традиционной культуры Поднебесной. Люди, населявшие Чжунго, стремились к единству знаний, к «единству всех вещей», к единству чувств и мысли, которые были бы достойны Человека. Формулой этому должна была стать гармонизация человека с человеком, человека с природой. Как считали китайцы, человек возникает из природы, повинуется ей, живет в природе и исчезает в ее недрах. Этот мировоззренческий постулат берется в основу творчества художников. 

В корне китайской живописи лежит линейный рисунок. Эта особенность напрямую связана с традиционной китайской каллиграфией, которая также в своем роде произведение изобразительного искусства. Каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства Срединного государства, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека. Иероглифы происходят от рисунков, которые со временем подверглись скорописному упрощению. Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов. Их комбинация дает около 20 000 слов. В китайской традиции бумага, кисть, тушь и тушечница называются «четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека». Эти же четыре предмета используются мастерами, создающими живописные произведения. В традиционной китайской живописи-графике существуют основные жанры, которые обрели свою завершенную форму еще в эпоху средневековья: портретная живопись, живопись фигур; пейзаж – «горы и воды»; натюрморт – «цветы и птицы». В экспозиции не представлено только искусство портрета.

china painting 3«Живопись – это обретшая форму поэзия». Этими словами китайского пейзажиста Го Си можно описать китайскую живопись. В ней можно найти отражение малейших нюансов: взмах крыльев бабочки, движение песка в пустыне, шум ветра… Мастеру достаточно было одной линией очертить фигуру человека, чтобы дать почувствовать ее объем и движение, нескольких мазков туши, чтобы воссоздать нежную трепетность цветка. То есть для того, чтобы передать изначальные качества и свойства предмета, художник использует минимум изобразительных средств – линию или цветовое пятно, или то и другое вместе. Ощущение пространства и объемности китайский художник достигает благодаря виртуозному владению линией. Многие годы он тренирует свою руку, заботится о ее гибкости и силе. Движение руки должно быть абсолютно точным, потому что исправление написанного просто невозможно. Второй прием – тональная перспектива, основанная на использовании различных оттенков цветового пятна, создающих пространственные решения. Третий прием – перцептивная проекция, соединяющая в себе обратную, прямую и аксонометрическую перспективу.

Стремление выявить общие закономерности природы породило определенный творческий метод китайских художников. Природа изменчива, она живет в постоянном движении, поэтому, прежде чем написать картину, мастер должен пройти пешком много километров, понять всю ее красоту и многообразие, ее величие и гармонию. И лишь в тиши своего дома живописец «сочиняет» пейзаж, обобщив свои наблюдения. В арсенале художника немало изобразительных мотивов – горы, сосны, камни, водные потоки и т.д. И все же, это не просто изобразительные мотивы, это еще и символы, которые в сочетании представляли собой благопожелания. Так, старые камни символизировали долголетие, а бамбук был символом истинно благородного человека, который, сгибаясь от жизненных невзгод, всегда находит в себе силы подняться и который мудрость жизни впитывает так же, как бамбук влагу.

Мария Копелиович – куратор выставки